Cart…Man aka Антон Жиган.  У меня две стези: рэп и кухня.

Участник легендарной «V-BLOCK’S», поэт, рэпер, немного хулиган и теперь ещё и шеф-повар. Большое интервью: о хип-хоп культуре в России, почему Баста молодец, а Тимати – на любителя; какой ресторан хочется открыть во Владимире и почему инженер-радиотехник стал шеф-поваром.

– Привет! Для непосвященных хочется небольшой рассказ про то, как хип-хоп с твоим участием стал развиваться во Владимире.

–  Ну, ты-то «старичок», должен быть в курсе! Это было лет 12 назад. Все начиналось в тогдашних центрах ночной жизни «Солнце» и «Фреш44». Причем мы успевали работать в обоих клубах. В «Солнце» мы работали с Паскалем, а во «Фреше» с Аленой Александровой. Был драйв, было движение, подъем хип-хоп культуры в России и во Владимире. Потом было много всего, пробовали работать с Базукой, 6-ю пятками и еще много с кем, в результате вылилось в сольный проект «Cart…Man»,  запись студийного альбома «WELCOME», выступления, фестивали и так далее.

Сколько я тебя помню, ты всегда выступал за старую школу хип-хопа, поэтому вопрос будет глобальным. Последние 2-3 года мы видим ренессанс хип-хоп культуры в России, благодаря лейблам «Блэк Стар», «Газгольдер» и другим сподвижникам культуры. Это действительно так или мы сейчас резко обратили на это внимание?

– Вопрос сложный. С одной стороны, ты прав, наверное, да, это можно назвать ренессансом хип-хопа в России. Движение стало прибыльным и популярным – это факт. С другой стороны, не осталось хип-хопа в том виде, какой он должен быть. Вернее не так. В мейнстриме практически нет хип-хопа, он весь ушел в андеграунд.

Теперь поясню, почему это так. Хип-хоп изначально начинался не для зарабатывания каких-то денег, а для веселья. Это были тусовки, где ребята из черных кварталов собирались и проводили весело время. Потом он перерос в идеологию, в которой есть свои постулаты и своя цель, то к чему в итоге должно все прийти. Хип-хоп сам по себе должен давать для людей позитив. Слушая нынешних исполнителей, я этого позитива практически не вижу. Вижу негатив, батлы, не знаю, как это назвать не матом…  это унижение людей, на которое все смотрят и смеются. Люди всегда хотели шоу, но хип-хоп не такой.

– Антон, ты говоришь о постулатах хип-хопа, можешь назвать их? И разве не должна культура развиваться, пусть и в противоречии с какими-то законами?

– Всего их пять. Эмсинг или читка, то есть сами ребята рэперы. Ди-джеинг, включающий в себя полное создание музыки. Графити – это визуальный элемент хип-хопа. Брейк данс – танцевальное направление. Кноулидж – это знания. То есть хип-хоп – это движение к знанию, познанию мира. Я всегда напоминаю молодым исполнителям, что нужно знать корни, знать, с чего начиналась культура и к чему стремилась.

Я не слышу в голосе нынешнего рэпа каких-то посланий, какого-то развития себя. Тот же Тупак  в своих темах что говорил? Ребята не делайте так, потому что можно попасть. Сейчас что мы слышим? «Я крут, а ты – лох, потому что я крут». Молодежь в хип-хопе больше отдает нью-скулу, а это доминирование речитатива над музыкой. Мелодичность музыки пропадает. Вспомни тех же Beastie Boys или Run-D.M.C.  Это же мелодия! Да, пусть она сэмплирована, но она звучит. А сейчас что? Прямая бочка, какой-то один сэмпл на всю песню.  Как пример – Оксимирон, у него заумные вещи, мощный посыл – круто, но музыки нет. Скучно, монотонно, не интересно. Может, я динозавр в этом плане, олд-скульщик, но это мое мнение.

– Все же благодаря тому же «Блэк Стар» появляются новые имена на сцене.
– Это бизнес и ничего личного. Что Тимати пытается принести в мою жизнь своим творчеством? Развиваться и стать богаче в плане денег? Ну да, есть такой посыл. Но я богаче духовно хочу стать.

– Согласись, без денег сложно стать духовно богаче, если только уйти в монастырь и искать просветления только в духовном, отринув мирское.
– В этом я с тобой согласен. Но деньги не должны быть пределом мечтаний. Дальше что? Хотя стоит признать, Тимати нашел свою публику, но по мне, так его творчество на любителя.

Хорошо, кого ты можешь из топов выделить и сказать, что они делают хип-хоп в России?

– Вася Вакуленко (Баста) – красавчик! Он отличный бизнесмен, рэпер, певец и продюсер. Не скажу, что я фанат его творчества, но мне нравится то, что он делает для развития хип-хоп культуры. «Газгорлдер» более трушный и уличный, чем «Блэк Стар».

Также «Каста», хотя многие говорят, что они опопсели,  но ни черта подобного! Просто жизнь меняется. Если раньше они читали про подвалы, в которых тусовали, или «Не забывай свои корни, помни…»  – это хитяра на все века. История о том, как Шим чуть в Израиль не уехал. Сейчас они читают про жизнь, которой живут и какой он шоу-бизнес. Вот он хип-хоп.

– Вернемся к тебе. Что тебя привело в хип-хоп, и какое место он занимает сейчас в твоей жизни?

– Любое творчество – это желание что-то сказать, донести мысль окружающим. У меня жизнь насыщенная была и есть. Родители военные и еще в 90-х меня захватила футбольная тема, плюс служил в Сибири. На примере моей жизни ты можешь понять, стоит ли тебе так делать или нет. Мой альбом «WELCOME», который вышел в 2013 году, как раз об этом. Диска с собой нет, но можешь вбить в поисковике «Cart…Man» и послушать песни.

Хип-хоп ушел в разряд хобби и в классическом понимании я им не занимаюсь. Хотя у меня есть вещи, которые ждут своего часа, но еще не время. Боюсь потеряться. Сейчас для себя я делаю песни, которые есть только в живом виде, потому что идет работа с живой командой музыкантов. Это «4 Индианы Джонса» и «Cart…Man». Нас можно было летом на разных площадках во Владимире услышать. При этом я не постоянный член коллектива, а фрилансер. Кстати, они себя позиционируют как музыкальный фьюжн.

– Музыкантам часто задают вопрос, что у них сейчас в плей-листе. Что ты слушаешь?

– Там далеко не только хип-хоп. Я  меломан. Музыка для хип-хопа основана на сэмплах и для того, чтобы подобрать лучшие для своего трека, нужно слушать все. И блюз в первую очередь, потому  большинство музыкальных направлений современности появились из него, в том числе и хип-хоп.

– Теперь Антон Жиган предстает все чаще в новой ипостаси шеф-повара. Как ты, инженер по образованию, стал работать на кухне?

– В школе я был активистом: КВН, театр, музыка, короче, сцена, сцена и еще раз сцена. Пробовал поступить в Щуку, не поступил. Тогда передо мной вырисовывался выбор: армия или военное училище. Выбрал второе, не доучился, потому что это не мой путь. И чтобы не терять время, окончил наш Политех по первой специальности. Кстати, с грехом пополам и на тройки. То есть поварским образованием и не пахнет, как ты понял.

В поварскую профессию меня привело саморазвитие и вера супруги в мой талант. Меня всегда привлекала эта ипостась. Не скажу, что у меня все получалось готовить. Но как-то моя супруга сказала: «Ты вкусно готовишь и если тебе развиваться, то может все получится».

Я пришел в ресторан и сказал, что хочу работать, но у меня нет образования.  Взяли помощником повара, и потихоньку я стал набираться опыта, расти в профессиональном плане. Сейчас дорос до того, что меня пригласили открывать новый ресторан. При этом я даю себе отчет в том, что это еще даже не середина пути. Я еще не достиг того уровня, который хочу!

– Кого из гуру кулинарии ты  хотел бы себе в наставники?

– С удовольствием у Комма поработал бы и, наверное, у Новикова. Это если приземленно мечтать.

– К какой кухне ты склоняешься: европейка, русская, может, азиатская?

– Пока меня увлекает простая и понятная еда. Например, мясо хорошо пожаренное. Кстати, мясом меня заразил Шапошников из «Сохо». Когда я там работал, он меня многому научил. И я ему благодарен за этот опыт. Он не только хороший шеф, но и грамотный наставник.

– Большинство поваров приходят к мысли открыть свое заведение. Тебя такие мысли уже посещали?

– Честно, такие мысли есть! Небольшое заведение. Утром – поход за продуктами на рынок. Каждый день разные блюда. И открытие не в 12, а часов в 14. Посадка на 20-30 человек. Это было бы интересно и работало бы на определенного клиента.  Можно сказать, что не формат, но я мыслю дальше.

У нас переизбыток одинаковых заведений, не хотят продвигать что-то новое. Сели на конька: пицца, роллы, бургеры – всё как под копирку. Это очень расстраивает. Конечно, я понимаю, что бизнес и все такое, но люди пойдут в интересное заведение, даже если там не будет роллов с пиццей. Во Владимире хорошая кухня, по крайней мере, должна быть таковой, мы все-таки с туристами работаем.