Михаил Благовещенский. «Философия вещих камней»
Иногда найти свой путь, который принесет в жизнь гармонию и ясность, кажется нереальным. Мы не всегда понимаем, для чего нам даны увлечения и уникальные предрасположенности, которые делают нас особенными. Михаил Благовещенский о своем деле рассказывает с пылом и энтузиазмом, так что, судя по страсти в его глазах, сразу становится понятно, что свой путь он давно нашел.
Китайское искусство гонгши, или камней литераторов и ученых, насчитывает тысячелетнюю историю развития. Это культура постижения природы, и даже больше философия, чем искусство. А творцы произведений, скорее, созерцатели, нежели художники. Предмет искусства в гонгши – камни. Художник видит в нем свою историю и мысль, а затем оформляет ее так, чтобы она была доступна другим. Аранжировка камня придает ему смысл, завершенность, так появляется картина. Произведение.
«История этого искусства началась в садах обеспеченных людей Китая. Большие садовые камни служили украшением и источником вдохновения. А место для сада выбирали, руководствуясь фэн-шуй, традиционным китайским учением о гармонизации жилищ и могильников с потоками космической «пневмы»-ци. Согласно ему, земля является живым организмом, пронизанным каналами, как тело человека — кровеносными сосудами так называемых «драконьих вен», пронизывающих мироздание. Камни, как и вода, считаются вместилищем энергии ци.
В детстве мне нравилось собирать красивые камушки, обычное детское занятие превратилось в дело всей жизни, когда я случайно открыл для себя масштабы культуры, посвященной камням. Для нашего мира и менталитета искусство суйсеки остается неизведанным, в китайской культуре камни гонгши очень популярны.
Раньше камни были едва ли не основной статьей расхода при устройстве сада в Китае. Коллекционеры тратили на них много денег и порой в своей одержимости заходили за грань разумного. Со временем поэты, философы, художники и даосские монахи захотели иметь такие камни меньшего размера, для размещения в своих домах, студиях и мастерских. Созерцание камней превратилось в выявление «чудес и таинств» бытия»
Если нажать стоп-кадр во время фильма или взять фотографию с застывшим моментом, то для меня это будет сродни тому, что я вижу в камнях. Их создает природа, это уже произведения искусства, мне остается только показать это остальным».
Материалы для своих работ Михаил находит в природе, чаще всего в карьерах, но любопытные камни могут попасться, где угодно. А затем оформляет из них картину. Инструменты для этого могут быть абсолютно разными, материал — дерево, металл, мох, даже кусочки еды, благодаря им становится понятно, на что похож камень. А иногда и вовсе ничего не надо делать, чтобы увидеть прекрасное. Если заглянуть в самое сердце гонгши, то можно точно сказать, что это искусство и философия Дао неразделимы. Михаил, сторонник религии даосизма, говорит, что эта теория была близка ему еще до знакомства с ней, просто звучала другими словами.
«Даосизм – это путь всех вещей, переход энергии из одного состояния в другое, все циклично. Реальность, которую мы воспринимаем, это и есть «образы». Рождение образа — это творческий процесс преломления существующей действительности в сознании человека. Китайцы иначе видят мир, чем мы.
Художник всегда что-то говорит своими картинами, я не хочу говорить, до меня уже было много всего сказано, я же показываю то, что рисует природа. В 2013 году я ездил в Шанхай на всемирную выставку «Огненные камни» и взял с собой 13 своих работ, из которых 4 отметили дипломами. Это очень высокая оценка, потому что многие китайцы занимаются этим в разы дольше меня и не получают ничего, а я практикую гонгши всего 5 лет, ко всему прочему — еще и русский. Но я уверен, что это искусство можно заимствовать и переосмыслить, тем самым обогатив нашу культуру. Гонгши генерируют духовную энергию и развивают творческий уровень образного мышления, умение не только смотреть, но еще и видеть».
В планах предприимчивого автора на будущее — собрать свои уникальные работы в выставочном центре, чтобы показать зрителям тайны прекрасного. А через некоторое время в Суздале, возможно, появится целый музей декоративного камня, который разнообразит направление туристического городка новым взглядом на красоту, природу и философию.
Мария Царегородцева